Некоторые люди отлично поддаются силовым тренировкам, у других прогресс едва заметен, у третьих его и вовсе не наблюдается. Таковы итоги исследований. И здесь нет никакой ошибки. Так получается, что у некоторых людей отсутствуют какие-либо заметные результаты в качалке независимо от методик. И их называют хардгейнерами.
Дело в том, что когда мы регулярно ходим в спортзал, наша мышечная масса увеличивается. Для того, чтобы справиться с нагрузкой, в мышцах повышается активность самых разных генов, которые помогают усилить синтез белка, добавить новые мышечные волокна в бицепсы, трицепсы и другие мышцы. В случае, если же упражнения прекратить, мышцы слабеют и уменьшаются. Тем не менее, может быть, несмотря на такое уменьшение, гены всё-таки помнят, что в недавнем прошлом нам приходилось много упражняться. И возможно, если мы снова вернёмся к регулярным занятиям, то гены, благодаря своей памяти, включаться уже намного быстрее, и мы достигнем желанной физической формы скорее, чем в первый раз?
Действительно, в клетках существуют молекулярные механизмы, позволяющие ДНК (то есть генам), «запоминать» жизненные обстоятельства. Эти механизмы, называемые эпигенетическими, надолго меняют активность того или иного участка ДНК. Даже если те обстоятельства уже давно прошли, эпигенетические модификации удерживают определённые фрагменты ДНК в соответствующем состоянии готовности. Или, наоборот, в состоянии полной неготовности, если конкретный ген в таких-то и таких-то обстоятельствах не только не нужен, а даже мешает.
Тем не менее как раз у мышц такой «памяти», увы, нет. В Каролинском институте поставили следующий эксперимент: чуть больше двух десятков человек, которые вели преимущественно сидячий образ жизни, должны были быстро качать ногой в течение 45 минут. Это упражнение следовало проделывать четыре раз в неделю на протяжении трёх месяцев. Качать нужно было только одну ногу. Причём авторы работы учитывали, какую ногу тренировал каждый участник эксперимента, толчковую (доминирующую) или нет.
Потом наступали девять месяцев отдыха, а пзатем то же самое упражнение нужно было выполнять уже обеими ногами. Чтобы проанализировать активность генов мышечных клеток, на каждом этапе тренировки из мышц брали биопсию. В итоге оказалось, что на второй стадии тренировки, когда человек работал обеими ногами, активность генов была одинаковой. Что в той ноге, которая всё время отдыхала, что в той, которой несколькими месяцами ранее усердно качали. Иными словами, мышцы не помнили прошлую физическую активность, и в молекулярно-генетическом смысле начинали тренировку с нуля.
Некоторые изменения в эпигенетических модификациях генов вроде бы удалось увидеть. Однако сами исследователи сомневаются в достоверности данных, полученных относительно эпигенетики мышечных генов.
Есть свой смысл в том, что мышцы забывают про фитнес, которым их мучили совсем недавно. Поддерживать большую мышечную массу стоит с точки зрения метаболизма довольно дорого. Если нужда в накачанных мышцах исчезает, организм быстро урезает расходы на них, заставляя в том числе и гены забыть, как они работали под действием нагрузки.
Тем не менее, пусть мышцы и не помнят, как они работали, это помнят нейроны, которые ими управляют. Когда мы говорим, что «руки помнят», мы имеем в виду как раз о нейронной памяти. В цепочках нервных клеток записывается координация движений и последовательность. Поэтому мы можем после долгого перерыва правильно взять в руки теннисную ракетку или сесть на велосипед и не свалиться. Однако, усилий на то, чтобы подняться на велосипеде в гору, после долгого перерыва придётся потратить довольно много.
Гены - это не приговор!
Прежде всего следует сказать, что у всех нас есть определенные генетические проблемы, над которыми необходимо работать. Одни предрасположены к лишнему весу, у других, при общей худобе, есть участки, где упрямо откладывается жир. У третьих проблемы с увеличением объема мышц, другие мускулисты, однако имеют другие слабые места в организме. А есть и те, у которых все это присутствует в комплексе. Ведь идеальной генетики практически не существует.
Помимо этого, в протоколах исследований не допускались какие-либо эксперименты, корректировки в тренинге и питании. Хардгейнерам необходимо определить свою индивидуальную оптимальную методику тренировок и корректировать переменные параметры.
Одни лучше реагируют на многообразие нагрузок, другие - на объем, третьи на интенсивность, четвертые - на частоту. С итоге каждому необходимо найти оптимальные стимулы для своего рганизма, который развивается с течением времени.